Тема добычи полезных ископаемых стоит крайне остро не только для жителей Хакасии, но и других регионов. Так, в соседней Туве работает артель старателей "Ойна", которая показала небольшую часть трудоёмкого процесса по поиску и добыче золота в Тере-Хольском кожууне республики.
В рамках пресс-тура журналистам показали не только жизнь жителей села, расположенного вблизи приисков. Представители СМИ смогли своими глазами увидеть итоги присутствия артели в тувинской тайге, узнать как добывается благородный металл.
Корреспондент 19rusinfo.ru также был приглашен в далекий Тере-Хольский район, где наблюдал за вскрышными работами на участке Эми и пообщался с сотрудниками артели.
Первое, на что нельзя было не обратить внимание - долгосрочность процесса. Одной лопатой и энтузиазмом отыскать даже небольшой кусочек золота было бы сложно. Поэтому для эффективного процесса золотодобычи старатели используют на своём участке мощную технику. Бульдозеры, экскаваторы и грузовики работают бесперебойно и очень слаженно.
Однако до их прибытия на прииске проводится геологоразведка. Группа специалистов уходит в тайгу, где живёт в палатках, берет пробы почв и вручную проверяет их на признаки благородного металла. Затем, если поход геологов увенчается успехом в дело вступает буровая машина. Она копает вглубь земли скважину. Каждые полметра специалисты исследуют породу на наличие "значков". Так старатели называют едва заметные вкрапления золотого песка внутри остальной породы.
После того, как артель определяется с местом, где нужно копать, происходят вскрышные работы. То есть слоями снимается грунт и пустая порода вывозится за пределы рабочей площади участка.
"Так происходит до тех пор, пока геолог не выдаст заключение о том, что почва готова к промывке. На этом основании составляется акт о прекращении вскрышных работ", - пояснил 19rusinfo.ru замначальника участка Эми Иван Беговатов.
Он объяснил, что потом для обогащенного золотом песка нужно пригнать технику и завести воду. С ней, как оказалось, тоже всё не так просто. Напор должен быть постоянным, чтобы машина по отчистке грунта работала эффективно. Вода поступает внутрь довольно-таки простого механизма. Смешанный с водой грунт поступает на изогнутые конвейерные ленты, которые сильно трясутся. Крупные камни отделяются, мелкие фракции вместе с золотинками остаются в ложбинках на ленте, а песок и вода выходят из машины.
Обратно в реки замутненная жидкость не идет. Ей предстоит попасть в систему искусственных водоёмов, которые создаёт "Ойна". Они нужны для того, чтобы после промывки песков влага могла там отстояться. Грязь со временем оседает на дно, а в реки вода попадала уже чистой.
Отметим, что никаких вредоносных химических препаратов для добычи золота артель не использует. Как пояснил замначальника участка Иван Беговатов, это просто не нужно. Золотоносные пески относятся к группе промывистых, а значит для работы с ними нужна только вода.
Выискивать золото в песках приходится старателям и после комплекса оборудования. Этот кропотливый процесс требует от старателей внимания и ручного труда.
А что же происходит после завершения всех работ с раскопанной тайгой?
На таких участках начнётся завершающий этап - восстановление. На одном из приисков "Ойна" уже провела рекультивацию. Промытые пески вернули в те ямы, которые появились при вскрышных работах, сверху уложили слой плодородной почвы. Его засадили деревьями.
По словам замначальника участка, там уже подросли сосны и уже можно встретить пробегающих среди стволов зайцев. Парочка ушастых обитателей леса попалась на глазам журналистам, но от фотоаппаратов молниеносно скрылась.
Об экологии золотодобывающих процессов рассказал и житель Тере-Хольского района. Он живёт недалеко от места разработки и трудится в артели более 20 лет:
ы вредного не используем ничего. Артель воду отчищает, деревья сажает. Я сам тому свидетель. Не первый год уже тут работаю.
А вообще природа своё всегда возьмёт. За 26 лет я в этом убедился и не раз. Казалось бы, как могут вырасти на участке деревья, а там за пару годков не только они, но и животные появляются. Зайцы, косули всякие. Это удивляет и радует.
Кроме того, у нас много работы благодаря артели есть. Люди заработать могут нормально. Я сам в 90-е пришёл, потому что в "Ойне" стабильно платили, всегда была работа. Она и сейчас есть и если что-то случиться непредвиденное, я знаю, что артель без помощи не оставит".
На одном только участке работают более 90 человек. Как местные из Тувы (Тере-Хольского района, в частности) так и приезжие из Хакасии, Красноярского края, Алтая и других районов.
Долгий и кропотливый труд достойно оплачивается. В тайге, где они проводят большую часть года, для жизни организованы все необходимые условия.
В небольшом поселении, состоящим из сотрудников артели есть почти всё. В столовой трудяг всегда тепло встречают сытными обедами. Спутниковые тарелки выглядывают практически из каждой избушки, также есть возможность получить медицинскую помощь. А дружный коллектив становится для многих работников второй семьёй.
Так проходит процесс золотодобычи, организованный артелью старателей "Ойна".