Вопрос экологии с каждым годом становится острее и громче, а экологическая повестка – насыщеннее. Забота об окружающей среде перестает быть личной инициативой или выражением гражданской позиции и становится прямой обязанностью каждого. Поэтому уменьшение негативного техногенного воздействия на окружающую среду, связанного с промышленной деятельностью – одно из приоритетных направлений артели старателей «Ойна».
Какие используются технологии, позволяющие снизить уровень загрязнений, в чем специфика профессии эколога, а также какие экологические мероприятия реализует компания – рассказывает штатный эколог А/С «Ойна» Александра Любяшкина.
–– В последнее время много разговоров о необходимости уделять внимание заботе об экологии, улучшению окружающей среды. Это очень абстрактные понятия. Вы как эколог компании в чем видите свою основную задачу?
–– Моя задача как эколога –– проведение определенных мероприятий на участках месторождений, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды. Также считаю важным быть в курсе изменений и информировать руководство о новых требованиях в области экологии.
–– Какое воздействие добыча золота оказывает на природные ресурсы? И что с этим можно делать?
–– Экология на предприятии по добыче золота относится к разряду промышленной экологии, поэтому в работе мы имеем отношение с водными объектами, атмосферным воздухом, почвенным покровом (в части отходов) и, конечно же, лесом. Мы проводим конкретные мероприятия, которые направлены на снижение негативного воздействия от деятельности. Допустим, для уменьшения объема водопотребления работы промывочных приборов ведутся по замкнутой системе оборотного водоснабжения. Кроме того, за счёт использования дренажных вод происходит уменьшение объема забора воды из рек. Для осуществления оборотного водоснабжения сооружается каскад прудов-отстойников, защитных и разделительных дамб. При необходимости осуществляется реконструкция прудов-отстойников и руслоотводных канав. Также, немаловажным является обновление обваловки жилых поселков и складов ГСМ каждый сезон. Это необходимо для защиты водных объектов, а также защиты от проливов нефтепродуктов.
На наших участках используется исправный автотранспорт и специальная техника. Работа техники отражается на количестве выбросов загрязняющих веществ, и мы не допускаем неисправный транспорт. Помимо этого мы ведем регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, водоохранных зон, дамб, отстойников, и проводим производственный экологический контроль на участках. Другими словами, это своего рода внутренний аудит. Когда специалист-эколог выезжает на участок месторождения и проверяет.
–– При разработке месторождений зачастую нарушаются довольно обширные участки местности. Проводятся ли мероприятия по восстановлению лесных насаждений и рекультивации земель?
–– В связи с тем, что при разработке месторождений затрагиваются лесные участки, соответственно, мы проводим компенсационное лесовосстановление. То есть осуществляется высадка древесных пород на такой же площади, которая подверглась воздействию.
Зачастую вырубаемые леса расположены в долинах рек и не соответствуют требованиям, предъявляемым к деловой древесине, однако Артель, как добросовестный природопользователь, проводит мероприятия по возобновлению лесных насаждений.
Что касается рекультивации, то в конце сезона на отработанных площадях обязательно проводится технический этап. Он включает в себя:
- очистку территории;
- расчистку русел ручьев;
- планировку рельефа;
- выполаживание откосов;
Другими словами, проводится обустройство нарушенной территории и подготовка условий для нормального роста и развития растительности.
–– Какие еще экологические проекты вы проводили или возможно планируете в будущем?
–– Ежегодно мы осуществляем выпуск жизнеспособных мальков рыб в реки Абакан и Енисей.
Искусственное воспроизводство и выпуск ценных пород рыбы в водоем важны и для экологического баланса, и для повышения продуктивности реки, и просто для местных жителей, как потребителей продукта.
–– Вкладывая немалые средства в разные направления экологической деятельности, как вы оцениваете эффективность экологических проектов?
–– Эффективность экологических проектов – это в большинстве случаев «закладка» на будущее, а вернее то, что останется после нас. Как бы пафосно это не звучало, но так оно и есть: эффективность не исчисляется в рублях, это видно спустя несколько лет. «Ойна» вкладывает средства на восстановление окружающей среды.
Не каждое промышленное предприятие, а тем более артели могут смело говорить об этом, а мы просто берем и делаем, и тут есть чем гордиться.
–– С какими трудностями вы сталкиваетесь в вашей работе в артели?
–– Я вообще не люблю слово трудности, я бы сказала специфичность в работе. Тут я могу сказать одно – удаленность объектов. В то же время интерес мне придает в работе и нестандартность принимаемых решений в поставленных задачах.
–– А что самое интересное в вашей профессии?
–– Лично для меня интересно, когда я развиваюсь и узнаю новое, а с нашим законодательством это происходит постоянно. Также видеть, когда происходят внешние изменения в положительном ключе.
А еще мне нравится смена деятельности. В экологии много завязано на отчетности и работе за компьютером и очень хорошо, когда можно выехать на участок, на природу. Это для меня действительно ценно.
–– Вы и в полевые условия выезжаете? На каких участках вам удалось побывать?
–– Обязательно. Я сознательно сама просила поехать на участки. Я же практик, а не теоретик. Пока сама не увидишь, можно сколько угодно слушать, но эффекта мало. В этом году не побывала только на Эми, вода на Балыктыг-Хеме была высокая и мы не смогли проехать.
–– Над чем вы работаете на данный момент?
–– Скоро закрытие сезона, поэтому в первую очередь мы занимаемся подведением итогов и планированием экологической деятельности на 2022 год. К слову, в экологии, как и в любом направлении, нужен комплексный подход. У нас разрабатывается четкий план природоохранных мероприятий, согласовывается и утверждается руководством. Могу с уверенностью сказать, что выработка экологической стратегии в артели – одно из приоритетных направлений.